Журнал "Painkiller" N000 1999
Nightwish – несомненно одно из
открытий последних лет. Правда, насчет
“последних лет” – это сильно сказано, так как
эта группа образовано всего лишь два года назад.
Однако (что опять-таки, весьма характерно для
финской сцены), за этот, относительно небольшой
срок Nightwish умудрились переплюнуть добрую
половину своих более старших и опытных земляков!
Утверждение это можно было бы посчитать довольно
спорным, если бы не факты, которые говорят сами за
себя: на счету у группы уже два полнометражных и,
очень успешных альбома, два сингла в первой
десятке национального хит-парада (причем
одновременно!) и выступление в программе
местного телевидения “Finish Metal Awards” (некий аналог
знаменитой британской “Top Of The Pops”). И этот
небольшой, но уже достаточно почетный послужной
список принадлежит 22- 23-летним музыкантам!
Вокалистка Nightwish Тарья Турунен, например,
является еще студенткой! А учится восходящая
звезда готик-рока, как и подобает музыкантам
подобного Тарье формата, в музыкальном
университете.
“Я пою с трех лет, - говорит она,
- то есть, можно сказать, столько, сколько я себя
помню. Сейчас я учусь на отделении церковной
музыки, и учиться в университете мне еще три года!
Репетиции, записи и концерты с Nightwish очень
помогают мне учиться – это самое настоящее
практическое применение полученных мною знаний;
а учеба, естественно, помогает мне как участнице
группы, потому что мы все очень молоды и опыта у
нас, понятное дело, еще маловато”.
Но несмотря на то, что Nightwish были образованы летом
1996 года, Тарья, клавишник и автор песен Туомас
Холопайнен & Co. уже успели сменить стиль группы
практически до неузнаваемости!
“В самом начале это был
акустический проект, - рассказывает Туомас. – То
есть, ни ударных, ни “жужжащих” гитар – только
клавишные, классическая гитара и пение Тарьи. Это
был действительно проект, а не группа, поскольку
никто не относился к этому серьезно. Точнее
говоря, мы просто не могли себе представить, что
сможем чего-то достичь как группа. Кстати говоря,
идея поиграть музыку вместе пришла нам в голову
поздно ночью во время вечеринки на природе, прямо
у костра! А поздней осенью мы с Тарьей и Эмппу
записали демо из трех песен, которое получилось
очень даже неплохим. Тогда мы поняли, что хотим
чего-то большего, и так наш проект превратился в
настоящую группу. К нам присоединился
барабанщик, басист и еще один гитарист…”
Через пару недель после обновления состава, в
апреле 97-го Nightwish записали новое демо с семью
трэками, благодаря которому, уже в мае группа
получила контракт с компанией “Spinefarm Records” на
выпуск двух альбомов. Еще через три месяца были
записаны четыре новые вещи, которые вместе с
упомянутыми выше демо- композициями и составили
дебютный альбом Nightwish “Angels Fall First”, получивший
отличные оценки в прессе. Великолепные мелодии и
жесткие гитарные риффы (многие даже сравнивали
гитариста Эмппу с Джеймсом Хэтфилдом образца 86-88
годов!), депрессивная атмосфера и фольклорные
элементы в духе земляков Nightwish – Amorphis, помпезные
пассажи на клавишах и, конечно же, своеобразный,
практически оперный вокал фронтвумен – все это
принесло группе известность в соответствующих
музыкальных кругах. Предваряющий выход альбома
сингл “The Carpenter” занял восьмое место в
национальном списке самых популярных миньонов, а
сам “Angels Fall First”, который увидел свет в ноябре,
занял 31 строчку официального финского хит-парада
альбомов.
В новогоднюю ночь 1997 года Nightwish дали свой первый
концерт в Китии, а в течении зимы группа отыграла
еще семь концертов. “Могли бы и больше, - говорит
Тарья, - но Эмппу и Юкка служили тогда в армии, да и
я была очень занята учебой”.
Весной 1998 Nightwish дали еще ряд концертов и
несколько пресс-сессий, а в начале августа
музыканты вновь отправились в студию, где
провели три месяца, записывая новый CD.
Альбом “Oceanborn”, вышедший 7 декабря прошлого года,
вся музобщественность ждала с особым
предвкушением и нетерпением. Именно благодаря
этой работе группа ворвалась не только в финские,
но и в европейские хит-парады, а на родине попала
на экраны местного телевидения.
“Мы страшно напуганы, -
признала тогда Тарья, - аж коленки дрожат!”
“Да, это было даже и не волнение, а именно страх, -
соглашается Туомас. – Поэтому не удивительно,
что репетиция прошла намного удачнее, чем само
выступление. Но, как бы то ни было, это была
отличная реклама для нас, и потом, конечно было
приятно увидеть себя по “ящику”! Мне даже не
верится, что мы достигли такого успеха. Да сингла
в “десятке”! Еще год назад я не мог себе такого
представить даже в самых сумасшедших мечтах! Это
просто удивительно, как за какие-то два года мы
прошли такой путь. Разбудите меня, я наверно сплю,
ха- ха!”
Нет, все это происходит наяву! Поэтому, наконец,
поговорим немого о музыке. С образованием и
вокальными данными Тарьи мы разобрались, теперь
черед Туомаса, который является автором музыки
Nightwish и пишет все тексты. Конечно, клавишными в
металлической музыке сегодня уже никого не
удивишь, но не тяжело ли Туомасу удержаться от
соблазна, сделать свой любимый инструмент
основой песен Nightwish…
“Не совсем все так, - говорит он.
– Такой соблазн может быть и есть, однако в этом
отношении я не являюсь диктатором в группе. Мы
используем клавишные только там, где они звучат
действительно “в тему”. Даже если бы мне и
хотелось вывести клавишные на первый план как
свой инструмент, я бы не сделал этого. Это не так
интересно, гораздо привлекательней процесс
поиска оптимального баланса между всеми
инструментами в группе и голосом Тарьи. Грубо
говоря, всего должно быть в меру, и действительно
солирующим может быть только вокал. Хотя и этого
мы стараемся избегать, ибо музыка Nightwish состоит
из множества разных компонентов, каждый из
которых по-своему важен”.
Туомас Холопайнен начал играть на фортепиано в
восемь лет, через год взялся осваивать кларнет и
грызть гранит музыкальной науки в родном городе
Китии.
“Когда я там учился, -
вспоминает Туомас, - я играл еще в духовом
оркестре колледже (на кларнете), а также на
саксафоне в джаз-бэнде. А клавишником я стал
только в 16 лет, когда начал играть в разных
местных командах. В одной из них – Nattvindens Gret,
играл также наш басист Сами”.
Остается лишь добавить, что Туомас до сих пор
является сессионным музыкантом групп Darkwood My
Bethroned и Furthnest Shore. Однако вернемся к Nightwish. Как
Холопайнен, как автор текстов может описать свою
лирику?
“Сны, мечты, романтика… Скажу
больше: мои тексты может быть даже слишком
романтичны, в том смысле, что порой это звучит
даже наивно и чресчур по-детски. Но я не стыжусь
этого, хотя бы потому, что все это очень честно.
Если эти стихи читать, то звучат они
действительно несколько глуповато, но когда я
сочиняю песни, я не лукавлю и пишу под влиянием
своих впечатлений и переживаний”.
Второй альбом Nightwish получился намного жестче и
техничнее дебюта, с чем Туомас абсолютно
согласен. Кстати микшированием “Oceanborn”
занимался некто Микко Кармила, известный по
своей работе со Stratovarius и рядом других известных
коллективов. А какую музыку любят сами музыканты
Nightwish? Тарья без ума от Селин Дион и Брамса.
Пристрастия Туомаса делятся на тяжелые команды:
Rhapsody, 3rd & The Mortal, My Dying Bride, и на “легкие”: Китаро,
Вангелис и Enya. Остальные же участники группы
слушают Dream Theater, Helloweenm Stratovarius, Ингви Мальмстина,
Джо Сатриани, Стива Вэя – в общем, типичный для
таких музыкантов набор. Идеи же для своей музыки,
по словам Туомаса, группа черпает отовсюду:
“хэви-металл 80-х и классика, классика и фольклор,
различные саундтреки”.
И, “под завязку”, самый волнующий для российских
фэнов Nightwish вопрос: насколько реально увидеть и
услышать группу живьем на нашей земле?
“Да, фэны из России частенько
спрашивают нас об этом на нашей интернетовской
станичке, ссылаясь на наших земляков и коллег по
фирме Children Of Bodom, которые выступали в
Санкт-Петербурге. Мы думаем, что приехать с
концертами в тот же Петербург – вполне реальная
вещь. Но пока трудно сказать, когда и где мы будем
выступать в ближайшее время. Но мы надеемся, что
Nightwish скоро приедет в Россию!”
Финляндия постоянно радует поклонников тяжелой
музыки с того самого момента, когда заявили о
себе ее первые сыны-рокеры. Кто это был, сейчас
вспомнить уже невозможно, ибо за последние
несколько лет миру стало известно такое
количество финских групп, что просто диву
даешься! И откуда они в таком количестве в этой, в
общем-то, крохотной стране. Искушенный читатель,
конечно, может упрекнуть автора в преувеличении
и сказать, что, мол, существует не так уж и много,
более или менее широко известных финских
коллективов. Согласен целиком и полностью.
Однако в качественном отношении Финляндия
несомненно даст фору любой другой богатой на
таланты местности, и если в металлических
рассадниках, скажем, соседних Швеции и Норвегии,
сорняков хоть отбавляй, то в теплице страны озер
и лесов, как показывает практика, выращиваются
исключительно качественные продукты. Во всяком
случае, если там и есть какие недостатки, то они
тщательно скрываются от мировой общественности,
а уж что касается настоящих самородков (а Nightwish,
думаю, уже вполне можно отнести к этому разряду)!..
Оно и понятно – страна-то маленькая и
национальные герои финнам, ох, как нужны!
Алексей Глебов