Журнал "Rock-City" N3/4 1999
Поставив перед собой цель сделать статью о
финской команде Nightwish, я и не предполагал, что эта
задача окажется столь трудновыполнимой. На волне
бешеного успеха их последнего альбома “Oceanborn”
группа находилась в постоянных разъездах с
концертами по городам родной Финляндии и других
европейских стран. Поэтому лишь спустя месяц, в
течении которого я тщетно пытался застать хоть
кого-то из музыкантов на месте, мне наконец-то
улыбнулась удача: на мои вопросы согласился
ответить основатель и клавишник Nightwish Туомас
Холопаинен. (Кстати, Туомас не имеет никакого
отношение к Эса Холопаинен из Amorphis; просто Holopainen
– очень распространенная финская фамилия). Для
начала я попросил его вкратце рассказать об
истории создания этого коллектива.
“Nightwish – далеко не первая моя
группа, - начал Туомас, - и к лету 1996 года, когда,
собственно, мне и пришла в голову идея создать
новую команду, я уже успел побывать в роли
клавишника в нескольких проектах, основным из
которых был Nattvidens Grat. К концу того же 1996 года Nightwish
состоял уже из трех человек: ко мне
присоединились Ерно “Эмппу” Вуоринен,
выполнявший роль гитариста и басиста, и Тарья
Турунен, ставшая вокалисткой. У нас в то время
были всего три композиции, довольно-таки сильно
отличающиеся от того, что мы играем сейчас – это
были очень чувственные акустические песни. Затем
мы решили посмотреть, что же получится с этими
песнями, если к ним добавить ударные (для этого к
Nightwish присоединился Юкка Невалаинен), а
акустическую гитару заменить электрогитарой. В
апреле 1997 года мы записали в студии семь песен,
которые вошли на первое издание альбома “Angels Fall
First”, вышедшее лимитированным тиражом. Он имел
большой успех, поэтому в мае того же года фирма
“Spinefarm Records” предложила нам контракт на выпуск
двух альбомов. Первым нашим релизом на этом
лейбле стал все тот же “Angels Fall First”, к которому мы
дописали четыре новых песни. Но до того, как “Angels
Fall First” появился на прилавках, был выпущен сингл
“The Carpenter”, имевший у нас на родине просто
бешеный успех – он занял восьмую позицию в
финских национальных чартах синглов”.
Если мне не изменяет память, затем последовали
непродолжительные гастроли, которые были
прерваны. По какой причине это случилось?
“Ничего особенного не
произошло. Дело в том, что сейчас средний возраст
музыкантов нашей группы от 20 до 22 лет, а мужчины в
возрасте 18-29 лет у нас в стране обязаны проходить
военную службу. Поэтому Юкка и Эрно, которым
тогда уже исполнилось по 18, отправились служить в
армию. А Тарья с головой погрузилась в учебу”.
Видимо, из-за службы в армии и Юкка, и Эрно, и ты
носите короткие прически, столь нетипичные для
музыкантов, играющих тяжелую музыку?
“Да, каждый мужчина, проходящий
службу в финской армии, обязан иметь коротко
постриженные волосы, и это действительно просто
полное дерьмо! Однако есть и другая причина, по
которой мы так выглядим: просто не всем нравится
носить длинные волосы. И если кто-то начинает
упрекать нас в длине наших причесок, то мы
стараемся не обращать внимания и не отвечать на
эти выпады. Пусть за нас говорит наша музыка!”
Но это далеко не вся история Nightwish на данный
момент. Что же происходило в 1998 году?
“Наш лейбл “Spinefarm” продлил нам
контракт, по которому мы теперь можем выпустить
на нем не два, а три альбома. В апреле-мае прошлого
года мы сняли наш первый видеоклип к песне “The
Carpenter”, а летом к нам присоединился пятый
музыкант – Сами Ванска, взявший на себя
обязанности бас- гитариста”.
С чем это было связано? Ведь вы вроде неплохо
справляетесь и вчетвером?
“Как сказать! Нам требовался
настоящий басист, ведь Эрно, исполнивший все
партии баса на “Angels Fall First”, не мог одновременно
играть и на гитаре, и на басу на концертах. К тому
же ему просто жутко надоела бас-гитара, и он хотел
быть просто гитаристом. Сами Ванска был выбран
нами не случайно – он мой одноклассник, к тому же
мы с ним играли вместе в группе Nattvindens Grat. На мое
предложение присоединиться к Nightwish Сами
откликнулся с большим энтузиазмом, и в августе мы
впятером сели в студию записывать материал к
новому альбому. К октябрю запись была полностью
завершена, и 13 ноября на концерте в нашем родном
городе Кити мы записали видеоматериал для нашего
второго видеоклипа “Sacrament Of Wildness”. Сингл к этой
песне был выпущен 26 ноября, а через полторы
недели в Финляндии на прилавки музыкальных
магазинов попал и наш новый полнометражный
альбом “Oceanborn”.
Но в Европе он стал продаваться только в марте 1999
года! В чем же причина столь внушительной
задержки?
“Я точно не уверен, но у нас в
стране вроде бы есть закон, по которому альбомы
финских исполнителей должны выходить в
Финляндии на пару месяцев раньше, чем в остальных
европейских странах. К тому такая ситуация
вполне устраивала нас: за это время “Spinefarm”
успели сделать для “Oceanborn” неплохой промоушен в
Европе. Ведь сингл “Sacrament Of Wilderness” занял первое
место в национальном хит-параде синглов, а
“Oceanborn” – пятую строчку в “Finnish Album Charts”! К тому
же мы получили звание “Лучшая финская молодая
группа 1998 года” на церемонии вручения наград
“Finnish Metal Award”.
Поздравляю! Но давай теперь все же выясним, в чем
кроется секрет успеха Nightwish образца 1998-1999 года? В
чем ты видишь отличие альбома “Oceanborn” от вашей
дебютной работы?
“Мы стали звучать быстрее,
жестче и техничнее, но атмосферность в нашей
музыке осталась без изменений. Мне кажется, что
“Oceanborn” – более зрелый альбом во всех
отношениях. Тарья, занимавшаяся
усовершенствованием своего голоса целый год,
также достигла заметных успехов в вокальном
мастерстве. Произошли некоторые изменения и в
мужском вокале: на роль бэк-вокалиста был
приглашен еще один мой приятель и коллега по
Nattvindens Grat – Вильска. Он исполнил партии
“дьявольского голоса” и “голоса фараона”. К
сожалению, он не может выступать с нами на
концертах, поэтому его вокал мы воспроизводим в
записи с дат-пленки. Вообще я должен сказать, что
на “Oceanborn” мы наконец-то нашли свой собственный
стиль. “Angels Fall First” был тоже очень неплох,
особенно учитывая то, что он был нашим дебютом. Мы
вправе гордиться этой работой, но есть несколько
моментов, которые сейчас мне кажутся на нем не
совсем удачными (мужской вокал, некоторые
лириксы и пр.)
Вот ты сказал, что Nightwish наконец-то нашли свой
собственный стиль. А как бы ты его назвал? Можно
ли сказать, что это “power metal with gothic influences”
(пауэр-металл с влиянием готики)?
“Да, это определение к нам
вполне подходит. Мы смешиваем множество
различных стилей, но отдаем предпочтение все
старым направлениям тяжелой музыки, к которым
относится и пауэр-металл”.
О чем поется в ваших песнях? Нет ли планов в
будущем заменить английскую лирику на родную,
финскую? Тем более что вы уже вполне удачно
экспериментировали с этим в песне “Lappi (Lapland)” в
1997 году.
“Фантазия и воображение всегда
были источниками лирики Nightwish. Наши песни не
являются аллегорическими, они просто рисуют в
вашей голове прекрасные картины, создают
загадочные образы и рассказывают сказочные
истории. Что же касается использования финского
языка в наших композициях, то такая идея была у
нас уже давно, но пока что она не нашла
воплощения. Я боюсь, что эта задумка будет
реализовано полностью лишь в далеком будущем”.
Как нетрудно понять из буклета к диску “Oceanborn”,
последняя композиция на этом альбоме – “Walking In The
Air” – это саундтрэк к фильму “The Snowman”
(“Снеговик”). Почему вы решили записать эту
песню?
“Дело в том, что музыка к этой
песне написана не нами, а известным английским
композитором Говардом Блэйком. А “The Snowman” – это
не художественный фильм, а 30-минутный мультфильм,
который показывают в Финляндии по телевизору
каждое Рождество вот уже более 15 лет. “The Snowman” –
прекрасная сказочная история о маленьком
мальчике и снеговике, который (снеговик) ожил в
рождественскую ночь. Этот мультик неразрывно
связан для нас с Рождеством и нашими детскими
воспоминаниями, а мелодия “Walking In The Air” – самая
прекрасная мелодия, которую я слышал в моей
жизни! Поэтому мы и решили отдать должное этой
замечательной сказке, этой чудесной песенке и
нашему безвозвратно ушедшему детству”.
К сожалению, Тарья не смогла принять участие в
этом интервью, поэтому на вопрос,
предназначавшийся ей, придется отвечать тебе. Я
бы хотел узнать, почему Тарья, обладая столь
сильным и великолепным голосом, решила
солировать именно в паур-металлической группе
Nightwish, а не в какой-нибудь опере?
“Тарья присоединилась к нам
потому, что она хотела попробовать себя в
несколько ином стиле музыки, нежели раньше. До
этого она пела и соул, и поп, и многое другое.
Конечно, когда-нибудь она будет солисткой и в
настоящей опере, ведь сейчас она обучается
классическому пению в “Sibelius Academy”, которая
является учебным заведением, приравниваемым в
Финляндии к уровню университета. В оперной
музыке Тарья будет специализироваться со
следующего семестра. А прошлым летом ей довелось
принять участие в ежегодном оперном фестивале
"Savonlinna”, который очень широко известен по
всему миру. И Тарья очень гордится этим”.
А как Тарья готовится к концертным выступлениям
и к записи в студии? Соблюдает ли она какие-то
меры предосторожности, чтобы ее голос не
пострадал?
“Тарья просто на дух не
переносит сигарный дым, поэтому она не может
долго находиться в прокуренном помещении. А в
остальном я не замечал, чтобы она в чем-то
серьезно ограничивала себя, и есть повод, никогда
не отказывается выпить пару бокалов вина или
чего-нибудь покрепче… Подготовка к выступлению
“живьем” обычно заключается в стандартной
процедуре: перед концертом она целых два часа
распевается, чтобы “открыть голос”. Очень
забавно, находясь с ней в одном номере отеля, все
время слушать ее “ляляляляля”… Таким же
образом она готовит свои голосовые связки и
перед записью в студии”.
Для фэнов Nightwish, имеющих доступ в Интернет, был
сделан очень красивый и информативный сайт
(www.nightwish.com). Кто был инициатором этого?
“У нас есть один очень хороший
друг по имени Ярмо, жизнь которого неразрывно
связана с компьютерами. Он даже зарабатывает
себе на жизнь веб-дизайном и подобными вещами.
Поэтому когда он предложил нам сделать в
Интернете нашу официальную страничку, мы просто
не могли отказаться. Кстати, на этой страничке у
нас есть специальный раздел, который называется
“FAQ” (“наиболее часто задаваемые вопросы”).
Войдя туда, можно узнать ответы на вопросы,
которые наши фэны задают нам чаще всего, а также
самим задать для нас какой-нибудь вопрос. И в
течение ближайшего месяца мы постараемся на него
ответить. Я думаю, что это очень интересный и
полезный способ общения группы со своими
поклонниками”.
Какие у Nightwish есть планы на будущее? Есть ли уже
заготовки для следующего альбома?
“Сейчас у нас очень плотный
график концертных выступлений по Финляндии,
поэтому никаких планов на запись третьего
альбома пока нет. Известно лишь, что он опять
будет выпущен на “Spinefarm Records”, так как мы
полностью удовлетворены сотрудничеством с ними.
Также мы подумываем о том, чтобы привлечь для
записи нового альбома не просто несколько
музыкантов со скрипками и виолончелями, а целый
симфонический оркестр. Правда, в этом случае у
нас возникнут проблемы с использованием наших
композиций “живьем”, так как очень хлопотно
возить с собой в турне целый оркестр. Но сейчас
что-то загадывать еще рано, время покажет!”
А в ходе вашего тура вы не собираетесь приехать в
Россию? Ведь ваши соотечественники Children Of Bodom и
Impaled Nazarene уже посетили Санкт-Петербург в прошлом
году. К тому же творчество Nightwish очень популярно
не только в Финляндии, но и у нас.
“Да, вероятность того, что мы
выступим в Санкт-Петербурге в ближайшее время,
весьма высока. Туда не так уж долго добираться из
Финляндии, да и вообще было бы очень интересно
приехать к вам в гости”.
Надеюсь, так и случится. Спасибо за интересные
ответы, надеюсь я не очень сильно отвлек тебя от
твоих дел.
“Да нет, сегодня у меня выдался
свободный денек, и я его решил полностью
посвятить общению с прессой, ха- ха. Хотелось бы
напоследок пожелать всем читателям “Рок Сити”
сохранять хороший вкус в музыке, и до встречи! Take
care!”
Андрей Корюхин